Пятигорск - Джилы-Су 2022

НАЧАЛО ИСТОРИИ: РОСТОВ И КРАСНОДАР

Предистория о том, как нас занесло в Ростов-на-Дону, а затем и в Краснодар.

Продолжение:
Продолжение рассказа про наше путешествие на автодоме Hymer Camp 682 CL "Рыжик" по зову Души и дорогам России...

Истории публикуются от лица Сергея и Ярославы, с одобрения и согласия Никки.

Кони пьяны, хлопцы запряжёны...

Дайте пять билетов ... в Пятигорск!

От лица Сергея:

Удивительно, но все наши путешествия который год, куда бы не отправились - нас сопровождает хорошая погода, так было все 65 дней, когда мы отправились в Горный Алтай в прошлом году. Впрочем, более точно будет сказать, что погода всегда соответствовала обстоятельствам и нашим намерениям. Так и в этот раз, проведя несколько дней в Краснодаре, встретившись со всеми родственниками Ярославы и даже найдя время между застольями на небольшие вылазки в город, стоило нам только выехать на трассу, как зарядил дождь до самого Пятигорска...

Под шум покрышек, рассекающих лужи дорог, Никки устроился спать на любимых коленях и проснулся лишь, когда мы уже подъезжали - видимо и его притомила вчерашняя вечерняя четырёхчасовая прогулка, а мы с Ярославой не переставали удивляться тому, что на трассе сигнал LTE лучше, чем был в Краснодаре - хоть останавливайся в поле и начинай готовить публикации и заливать фотографии в отчёты, прям чудеса какие-то...

Добравшись до Пятигорска, по рекомендациям бывалых путешественников из сообщества караванеров, мы нашли пристанище на базе отдыха "Волна" - у Новопятигорского озера. Это оказалось действительно тихим и уютным местом, где можно, при необходимости залить/слить воду, подключиться к 220В и оставить Рыжика под присмотром, пока мы будем гулять по городу, а главное с уверенным приёмом сигнала телефона - так что у нас появились все шансы вновь вынырнуть на время из небытия и разместить последние отчёты...

Едва нам стоило припарковаться - дождь прекратился и наш отдохнувший четвероногий хвостик во всю прыть понесся изучать окрестности базы и берега озера...

Прогуливаясь по набережной и удивляясь небольшому количеству отдыхающих несмотря на воскресный вечер, в центральной части парка мы умудрились попасть на концерт посвященный Дню молодёжи, но послушав несколько композиций, постарались всё же поскорее ретироваться от туда, окончательно отвыкнув от городского шума и суеты за время нашего путешествия...

Прогнозы погоды на ближайшие дни обещали кратковременные дожди и мы, отправляясь спать, понадеялись, что хотя бы на следующий день нам вновь повезёт... На парковке рядом с нами одиноко скучал бех хозяина практически новенький полноприводный автодом (4х4), построенный на базе Mercedes-Benz - идеальный вариант для путешествий по горным регионам.

Правда оговоримся сразу - чтобы приобрести подобный авто для путешествий, билетиками на Провал придётся торговать нескольким поколениям...

К слову: первый легковой автомобиль появился в Пятигорске в 1903 году. Его владельцем был директор Кавказских Минеральных Вод. В 1900 году во всём Мире на тот момент насчитывалось лишь 11.000 автомобилей. Сейчас в Пятигорске автомобилей намного больше и поэтому вызвав такси, мы отправляемся на прогулку по городу выбрав в качестве начальной точки - подъёмник на гору Машук (994 м).

Расчёт был простой - добравшись до самой верхней точки нашего маршрута на авто - погулять по вершине и, спустившись со смотровой, отправиться уже под горку, не преодолевая подъемов, к центру города. Билет на подъемник можно взять в одну сторону или туда и обратно.

Со смотровых площадок горы Машук открывается замечательная панорама на весь город и окружающие вершины...

Место изумительное и для медитации и просто для того, чтобы насладиться видами. Судя по всему, кто-то даже привозит с собой и размещает на установленных на горе столбах, указатели направлений к родным городам...

Правда Санкт-Петербург среди них нам пришлось некоторое время поискать, но это вполне символично - домой мы пока не собираемся и наши путешествия по Кавказу только начинаются...

На горе Машук расположена и Пятигорская телебашня, которая заявлена, как самая высокая в Европе - общая высота горы и телебашни составляет 1069 метров нару ровнем моря.

Кстати, история города Пятигорск берёт своё начало с 1780 года, и благодаря обнаруженным в те времена тёплым источникам и их целебным воздействиям на ревматические, простудные и кожные заболевания город начинает быстро набирать популярность и сразу развиваться как курортный центр...

Удивительно, что и до наших дней сохранились многие здания построенные итальянскими архитекторами - братьям Бернардацци, которые можно встретить в старой части города.

Наслаждаясь прогулкой и погодой, мы направляемся к ещё одному примечательному месту - знаменитому озеру Провал

По версии Ильфа и Петрова, предприимчивый Остап Бендер именно здесь продавал билеты туристам, чтобы продолжить свою охоту с Кисой Воробьяниновым за 12 стульями...

Кстати, прямо напротив "билетёра" расположены и знаменитая "Бесстыжая ванна", но несмотря на ранний час все "купели" в ней были уже заняты, а фотографировать посторонних "бесстыжих" дам, мне было не с руки, в присутствии Ярославы...

Пока Остап торговал билетами в достопримечательность, которая закрыта по понедельникам, Киса рассказывал свою историю ниже по улице - в парке "Цветник", к которому мы спустились чуть позже, но раз уж история о двух "бизнес-партнерах", то не разместить фотографию второго было бы просто верхом беспечности и кощунства...

Но продолжим наше спуск - согласно планировки предложенной итальянскими архитекторами в Пятигорске были предусмотрены питьевые галереи, ванны для принятия оздоровительных процедур, гостиницы и рестораны, места для прогулок, смотровые площадки и павильоны для отдыха.

В 1863 году в Пятигорске было создано первое Бальнеологическое общество. Периодом расцвета города принято считать конец XIX - начало XX веков.

В это время была построена железная дорога, подведено электричество и происходило строительство новых парков, фонтанов и частных дач и павильонов....

С 1922 года - началась активная постройка новых зданий санаториев и развитие санаторно-курортных комплексов.

В наши же дни, в 2010 году, Пятигорск стал столицей Северо-Кавказского федерального округа, с которым нам только предстояло познакомиться поближе в ближайшее время, проверив технические возможности Рыжика в горных районах Кавказа...

Лучше гор могут быть…

Первый же день поездки по Кавказу показал, что не смотря на опыт путешествий по Горному Алтаю, Рыжику здесь намного сложнее…

Затяжные спуски перегревают тормоза, несмотря на то, что двигаемся при помощи торможения двигателем, а подъемы заставляют сильно напрягаться сцеплению, пока мы любуемся горными пейзажами вокруг.

В итоге, в первый день, с остановками на фотосъемку, мы доехали лишь до кемпинга «Долина Кавказа», решив остановиться на ночлег с прекрасными видами на белоснежные вершины…

Адекватно оценив полученный опыт, мы решили на следующий день спуститься в Долину Нарзанов и там уже воспользоваться услугами местных гидов.

Забегая вперёд скажу - это было лучшее решение. Парк «Долина Нарзанов» по дороге к урочищу Джилы-Су стал нашим приютом на две ночи.

Проход и проезд на территорию парка платный и мы решили сначала прогуляться пешком, чтобы оценить для себя необходимость заезда туда на ночлег, остановившись немного не доезжая до парка - в кафе. Готовят там превосходно, а виды с террасы и беседок просто восхитительны и как оказалось всё это вкупе намного лучше чем в самом парке…

Вдоль реки, перед входом в парк, встречаются заброшенные здания бывшего санатория, которые придают особую атмосферу этому месту.

На территории же самого парка расположены 17 (!) источников, сувенирный магазин, где можно приобрести изделия местных умельцев...

... и посетить купели для приёма ванн, кафешки, туалет, оставив авто на парковке.

Для тех же, кто решит остаться там на ночлег, предлагаются гостевые домики и беседки с оборудованными зонами для барбекю.

Неспешная прогулка вдоль реки до конца эко-тропы займёт около одного часа и мы настоятельно рекомендуем дойти до самого конца.

В чьих-то отчётах читал, что во время прогулки по эко-тропе, попадались дикие животные, но нам повезло лишь увидеть предупреждающие таблички об этом и несколько источников с питьевой водой - так что возьмите с собой на прогулку ёмкость, если день будет жарким.

Едва мы насладились прогулкой по тропе и вернулись к Рыжику, погода стала стремительно меняться и уже через несколько минут кратковременный проливной дождь обильно поливал всю эту красоту, смывая следы нашего пребывания и готовясь принять следующих гостей.

Замечательная прогулка, прекрасный обед из национальных блюд под шум дождя, горный воздух и в результате приёма этого коктейля кто-то из компании (не будем показывать пальцем) отправился спать в Рыжика, а кто-то направился сжигать только что добавленные калории в верх по течению реки в компании новой подружки - 5-6 месячного щенка алабая, которого мы снова не сфотографировали, видимо соблюдая эксклюзивные права Никки на фото и видео контент...

Со слов владельцев кафе, если пройти или проехать по этой дороге вверх по течению реки около 17 километров, то можно увидеть древнюю мечеть и дойти до дачи члена полит-бюро А.Н.Косыгина... В ожидании возвращения наших гуляк, мы договорились в кафе о возможности провести ночь на их парковке и утром, воспользовавшись услугами местных гидов - отправиться к урочищу Джилы-Су на джипе, пощадив Рыжика.

На мой взгляд, если бы мы сделали не правильный выбор, то скорее всего и какая-нибудь часть моего тела или запчасть Рыжика стала бы украшать заведение какого-нибудь придорожного кафе по дороге к урочищу Джилы-Су, как голова барана на фото выше.

Но обо всём по порядку, точнее вновь не по-плану и снова хвала за это Небесам! И так... по-мнению некоторых путешественников по данной дороге можно и нужно путешествовать на автодоме, даже не смотря на то, что он большой, тяжелый, переднеприводной со слабым мотором и отважным сердцем, как у нашего Рыжика...

Возможно они и правы, но адекватно оценив полученный опыт подъемов и спусков из первой части рассказа. Переложив всё это на опыт путешествий по горным районам Грузии и Горного Алтая, и не имея намерений оставить Рыжика в горах, мы приняли единственно верное решение - воспользоваться предложением отправиться к урочищу и водопадам на джипе с местным проводником.

К слову - картинка выше снята во время "передышки" Рыжика после одного из подъемов по серпантину и в тот момент мне казалось, что это вообще одно единственный пяточок с ровной поверхностью на всем Кавказе.

Заранее предупреждаю тех, у кто слаб духом - лучше закройте эту статью и не смотрите её дальше, ведь если вы продолжите - существует реальный риск влюбиться в Кавказ, даже не смотря на то, что все мои фотографии сделаны на телефон и они совершенно не передают, то что можно почувствовать находясь там. К уходящим могут смело присоединиться и те, кого горы и водопады не вдохновляют - эта история точно не для них...

Стоит ли говорить о том, что если вы не оденете шоры себе на глаза и совершите глупость, взяв с собой профессиональную камеру, то шансов доехать одним днём до конечной точки и вернуться будут сведены практически к нулю...

Шоры — специальные пластины, надеваемые на морду лошади, закрывающие ей обзор по бокам. Используются для ограничения области зрения лошади...
Источник: Википедия

Я не лошадь и думаю, что все в этот раз были несказанно рады тому, что не я за рулём автомобиля - иначе бы мы не ехали, а скакали на джипе от одной точки съемки до другой похлеще любого арабского скакуна.

Даже на коротких остановках я, как мне казалось, захлебывался окружающей красотой, чего уж говорить про топовые локации, которые с гордостью нам показывал наш проводник - Умар, то и дело разбавляя легенды о местах, ранее снятыми им фото и видео.

Долина Аватар

Перед очередной остановкой по дороге на Джилы-Су наш проводник предупредил:
- Если будете что-то заказывать в кафе - сначала закажите и только потом сходите на прогулку, иначе мы к вечеру не доедем. У нас это место называют долиной Аватар...

Как же он был прав! Увлекшись съёмкой я не только забыл напрочь про еду, но и чуть не пошёл гулять на все четыре стороны - благо ходить там не переходить и моим "спасителем" стал "гордый горный кавказский воробей", сфотографировав которого я не смог тут же не поделиться с Ярославой, которая уже доедала приготовленный заказ - уж больно "характерный" строгий внешний вид у него оказался...

К моему возвращению все уже перекусили и мы отправились дальше - нашей следующей остановкой должна была быть долина водопада Каракая-Су...

Впрочем, если вы решите добираться к водопаду самостоятельно - рекомендуем много-много раз подумать, ещё больше раз померить свою самоуверенность и ... оставив машину на дороге пройти пешком, иначе остановка в конце съезда с дорога может быть очень продолжительной, а за трактором идти ну очень далеко...

На фото выше нас вытаскивают из "плена" с помощью рывкового троса, не смотря на то, что на джипе установлены грязевые шины и естественно задействованы все "помощники"...

Забавно, что ещё при встрече с нашим проводником, он спросил зачем я одел резиновые сапоги в эту поездку?... В тот момент ответить я не смог, но переодеваться не стал, а теперь вы уже и сами догадываетесь, зачем и кто был тем "героем", кто цеплял трос к нашей машине... Стоит ли преодолевать все эти трудности длиной 400-600 метров? Конечно стоит - отличное дополнительное развлечение, для тех, кто подготовлен и не один... Рыжику бы здесь точно не понравилось...

Долина и водопад Каракая-Су

На фото выше, там где виден "хвост" реки, проходит асфальтированная дорога, джипы подъезжают к площадке под деревьями на среднем плане снимка, а пешая тропа к водопаду, протяженностью около 800 метров, видна в левом углу - так что способ развлечься каждый может выбрать по-своему вкусу.

Прогулка по тропе не сложная, перепады высоты не большие и в какой-то момент вы начинаете даже ускоряться, едва заслышав шум водопада.

Он прекрасен, вот честное слово! Если бы не мои попутчики, я остался бы там ждать "идеальный" кадр, тот самый момент, когда всё складывается: погода, чистая вода горной реки, когда не будет дождей, и может быть даже радуга, которая непременно должна здесь быть - в этом я нисколько не сомневался...

Если пройти немного вперёд по тропинке, то можно перейти на другой берег реки и подойти непосредственно к водопаду, принять душ из водной пыли и почувствовать всю его оглушающую мощь...

Признаюсь, в этой поездке к урочищу Джилы-Су он оставил самые яркие воспоминания и вошёл в личный ТОП, окончательно смыв в бурную реку сомнения о нашем выборе альтернативного Рыжику транспортного средства...

Вдоволь наигравшись в грязевых ваннах при выезде к асфальту мы направились к конечной точке нашей поездки - Джилы-Су.

Урочище Джилы-Су

При подъезде к урочищу стоит шлагбаум, где собирают эко-взнос - по 100 рублей с носа, не дорого, если учесть, что у вас появится возможность познакомиться не только с местными достопримечательностями...

..и "пообщаться" с милыми жителями, явно пьющими или принимающими ванны в источниках, судя по блестящей шерсти...

Для "купальщиков" из числа людей на территории оборудованы купели и кабинка для переодевания прямо напротив водопада.

Водопад Султан-Су

В этот раз даже Никки позволил себя запечатлеть на фоне водопада, видимо "перебрав" минералки на жаре:

Последним приятным бонусом стал восхительный вид на урочище ...

... и водопад Эмир, снимков которого я почему-то у себя не обнаружил, хотя точно помню что снимал и фото и видео... ох уже эти источники с минеральными водами, даже серпантины на обратном пути, после них, кажутся не такими серпантинистыми, а просто убаюкивающими...

Покинув Рыжика в 8:00 утра и вернувшись к нему около 15:00 часов мы нагуляли недетский аппетит, который тут же утолили в ранее упомянутом кафе и, немного отдохнув, отправились в сторону Кисловодска, где вновь провели ночь под стенами женского монастыря.

Едва мы припарковались и разобрали постель в машине все мгновенно, включая Никки, отправились досматривать "серпантиновые" сны... Сквозь одолевающую и меня дремоту, я вполне отчетливо услышал:

- Завтра едем на Эльбрус...

Кто их произнёс для меня и до сих пор остается загадкой - в машине все давно уже спали, но спорить, рассуждать или выяснять чей это был голос я уже был не готов и поэтому согласился не открывая глаз:

- На Эльбрус, так на Эльбрус, завтра, так завтра...

О чудесах, которые встретим далее, мы ещё и не догадывались...

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПО РОССИИ НА АВТОДОМЕ 2022:

Контакты:
  • Мегафон (осн.):     +7 (921) 967 11 23
  • МТС (в пути):         +7 (911) 783 11 23
  • связь через сообщения в What'sApp

Санкт-Петербург, Россия

Copyright Sergey Bystrov © 2009-2020 Все права защищены. Любое использование материалов без разрешения запрещено.